Горная индустрия 4.0 : Номинанты 2022

Цифровизация системы заправки топливом

Цифровизация открытых горных работ Женщина в цифровизации ГМК
Предприятие
ООО «Разрез Восточный» (ООО «УК «Сибантрацит»)

Локация предприятия
Новосибирская обл., Искитимский р-н, р.п. Линево

Отрасль
Металлургическое сырье 

Компания-поставщик решений для проекта 
ROSNOVA

Период реализации проекта
2019-2022

Предпосылки и цели проекта
Необходимость автоматизированного контроля доставки и заправки топливом для горнотранспортного оборудования на всех этапах — от нефтеперерабатывающего завода до автотранспорта на предприятиях Группы.

Предпосылки:
  1. Бумажный документооборот, рукописные заправочные ведомости;
  2. Человеческий и временной факторы в ведении инвентаризационной отчётности;
  3. Повышенный расход топлива и его хищение;
  4. Большое количество субподрядчиков, что вызывало сложность в учёте потребления топлива;
  5. Отсутствие единой системы учёта топлива по всем резервуарам топливозаправочного комплекса: автоцистерны, склад ГСМ, автотопливозаправщики, топливозаправочные пункты, что вызывало сложность в аналитике потребления топлива;
  6. Необходимость нового шага на пути к тотальной автоматизации производственных процессов на предприятиях Группы и повышению эффективности.

Цели проекта на старте:
  1. Создать комплекс топливообеспечения предприятия от поставщика нефтепродукта до топливного бака горнодобывающей техники.
  2. Автоматизировать и оцифровать процессы движения, хранения топлива и заправки всей спецтехники.
  3. Перевести учёт топлива в единую прозрачную систему.
  4. Повысить эффективность работы горной техники за счёт исключения простоев и сокращения времени на заправку.
  5. На 10% снизить расходы на топливо за счёт оптимизации процессов и исключения хищений нефтепродукта.

Изменения целей/ задач по ходу реализации
Цели не менялась, а новые задачи появлялись. 
Возникла необходимость организации автоматизированного склада ГСМ для: 
– обеспечения резервного запаса дизельного топлива на объектах;  
– как перевалочного пункта в цепочке движения нефтепродукта от поставщика до топливного бака;
– надлежащего коммерческого учёта;
– раздельного хранения по видам топлива.

Решение
RosnovaSystems–собственная разработка 

Что изменилось в результате
1.По итогам проекта установлены и введены в эксплуатацию контейнерные автоматическиеавтозаправочные станции, которые осуществляют заправку в несколько рукавов одновременно и работают в круглосуточном режиме.
2.Автотопливозаправщики остались для заправки только гусеничной техники. Поставщик решенийввёл на объект новые АТЗ из своего автопарка, оборудованные системой автоматической выдачи топлива. 
3.Внедрен отпуск топлива по смарт-картам предприятия на всём топливозаправочном комплексе.
4. Все транзакции по топливным картам автоматически попадают в единую систему учёта и контроля. В данном ПО также формируются различные электронные отчёты и автоматически рассылаются ответственным лицам предприятия ежедневно. 
5. Внедрено решение для цифрового учёта и сквозного контроля движения топлива по всему технологическому циклу. Интеграция в одном ПО различных систем мониторинга и учёта, используемых на предприятии, позволяет видеть все данные в режиме одного окна: все топливные транзакции (заправочные ведомости), информация по всем поставщикам топлива, подрядчикам по ведению горных работ и собственному автопарку (схема прикреплена ниже). 

Основные трудности при реализации проекта
1. Большое количество подрядных организаций по ведению горнодобывающих работ сами обеспечивали себя топливом, в связи с этим отсутствовал учёт и контроль над расходом по всему предприятию. Подрядчики перевыставляли объем закупленного топлива по завышенной цене относительно рыночной стоимости, тем
самым увеличивая себестоимость добычи угля.
2.Готовых решений не представлено на рынке, необходимо было объединить нескольких ПО для интеграции в единой системе.

Ключевые итоги
Сокращение себестоимости продукции или ее отдельных компонентов, например расходов на ГСМ:
– Годовой топливный бюджет оптимизирован на 10-15%.
– На 10% сократили расход топлива за счёт исключения хищений и нецелевого использования.
– Закуп топлива теперь происходит у нескольких поставщиков по наиболее выгодным для предприятия ценам и условиям.

Сокращение капитальных затрат при сохранении количественных и качественных параметров производства.
Предприятию не требуется фундаментальных затрат на покупку и модернизацию заправочной техники. Поставщик решений оказывает комплекс услуг посредством своего оборудования. Заказчик лишь ежемесячно оплачивает услуги цифрового топливного интегратора. Сумма оплаты формируется за заправленные литры, ежемесячные расходы зависят от объёмов потребления топлива.

Снижение числа ошибок в рутинных процессах.
На 100% исключён человеческий фактор в топливозаправочных процессах. Произошёл переход от рукописных заправочных ведомостей на электронные. А автоматизированные системы выдачи топлива выдают точно указанное машинистом количество топлива и фиксируют этот объём в единой системе учёта.

Повышение эффективности использования техники.
На 100% исключены холостые пробеги карьерных самосвалов за счёт того, что КААЗС устанавливаются на маршруте следования горнотранспортной техники.

Сокращение простоев техники.
На 100% устранены простои техники в очередях на заправку.

На предприятии всегда имеется необходимый запас дизельного топлива на складе ГСМ
на случай перебоев поставок. 

Актуальность и перспективы проекта
Итоги проекта «Цифровизации системы заправки топливом» показывают, что данный комплекс решений по организации сложной логистики, автоматизации и цифровизации процессов движения топлива по технологическому циклу успешно внедрён на всех участках ведения горных работ предприятия и бесперебойно функционирует. 

Дальнейшие шаги по цифровизации предприятия:
1. Доработка и совершенствование функции автоматического выявления сливов по ГЕО с применением искусственного интеллекта. Система позволяет
исключить потери после попадания топлива в бак.
Карта сливов – система контроля, которая определяет повышенный расход топлива горной техникой на предприятии, что позволяет принимать меры в случае выхода
потребления за границы установленных норм. 

2. Ведется разработка интеграции ПО с системами АСД (автоматическая система диспетчеризации карьеров) для того, чтобы в автоматическом режиме выстраивать график заправки техники. Система сама уведомит водителя карьерного самосвала о необходимости заправки. Это позволит исключить простои техники во время погрузки, а также выстраивать оптимальный маршрут автотопливозаправщиков.